10 НОЯБРЯ 2011 В 10:54
«Приморье with love»: владивостокские маяки
Владивостокские маяки часто привлекают внимание поэтов и художников, не говоря уже о фотографах и киношниках. Басаргинский маяк в советские годы неизменно появлялся на заставке Приморского телевидения, а маяк Токаревского «снялся» в культовом фильме Виталия Каневского «Замри. Умри. Воскресни», получившего в 1990 году приз Каннского кинофестиваля. Сегодня мы расскажем о самых романтичных сооружениях Владивостока - маяках.

Одним из главных признаков морского города являются маяки. Владивосток не исключение. Всего на его территории находится около 20-ти навигационных излучателей, но самыми важными из них являются Скрыплевский, Токаревский и Басаргинский маяки.

Имя Токаревского увековечено на карте Владивостока 5 раз. Кроме маяка и кошки, мыс, на окончании которого они находятся, тоже называется Токаревский, а две улицы, которые начинаются с разветвления от дамбы, носят имена Токаревская кошка и Токаревский маяк. Кто же такой этот Токаревский? Скажем сразу, найти информацию об этом человеке было не просто. Пришлось обращаться к историкам.

Нет ничего удивительного в том, что большинство владивостокцев не знает, кто такой Токаревский. Дело в том, что Михаил Яковлевич никогда на Дальнем Востоке не был. Родился он в 1809 году в Петербурге, окончил штурманскую школу, служил на Балтике, с 1846 по 1857 год - помощник директора Балтийских маяков. В то время он был сослуживцем и другом Василия Бабкина - начальника экспедиции по описи берегов залива Петра Великого в 1861-1863 гг. Бабкин и назвал мыс и кошку в честь своего друга, который к тому моменту скончался и тем самым увековечил память о нем. А вот сын Михаила Токаревского Николай служил во Владивостоке в конце 19 века и оставил после себя вполне вещественную память: он был военным инженером и строил Минный городок, ныне превращенный в парк.

Длина кошки Токаревского 796 метров. Первые мореплаватели, заходившие в бухту Золотой Рог, заметили, какую опасность представляет она для судов, но маяк здесь поставили только в 1883 году. Он представлял собой фонарь, установленный на деревянных сваях. В 1910 году была построена каменная башня, дошедшая до наших дней. Высота башни 11,9 метра, штатный цвет - белый, основной огонь - красный.

Несмотря на то, что маяк располагался в черте города, служба на нем была нелегкой. В любую погоду смотритель должен был зажигать огни. При сильном ветре волны захлестывали косу и для безопасности вдоль нее были протянуты леера. Впоследствии для обслуживания маяка был построен деревянный мост, соединивший его с мысом Токаревский.

В 1930-е годы маяк был оборудован электрическим источником света, а по мосту протянут электрокабель. Время и море разрушили мост (от него на Токаревской кошке остались только ржавые железные столбики) и повредили электрический кабель. С начала 90-х годов светосигнальная установка работала от аккумуляторов.

Маяки похожи на людей: у каждого есть свое имя, паспорт и история. Ни один из них не похож на другой, поскольку строятся по индивидуальным проектам. Например, Токаревский маяк - круглый, а основание у него восьмигранное. Два других главных маяка Владивостока - Скрыплевский и Басргинский отличаются как формой башен, так и цветом, в том числе цветом огня.

Мы отправляемся на остров Скрыплева, где был установлен самый первый маяк в Приморье. Это и один из самых недоступных маяков - попасть туда можно только с разрешения ТОФ.

Остров Скрыплёва назван в честь контр-адмирала Константина Скрыплева - исследователя залива Петра Великого. Родился он в 1826 году в семье морского офицера. Окончил Морской кадетский корпус. В 1861-62 гг., командуя корветом «Новик», перешел из Кронштадта на Дальний Восток. В составе экспедиции Бабкина участвовал в гидрографических работах в заливе Петра Великого. Его именем назван остров и маяк в проливе Босфор Восточный.

В 1860-е годы, после основания Владивостока, интенсивность движения судов по проливу Босфор Восточный увеличилась. Остров Скрыплёва лежал у них на пути, и капитаны проходящих судов постоянно заявляли о необходимости установки маяка в этом районе.

В 1862 году Василий Бабкин обратился к командующему Тихоокеанской эскадрой Попову с докладом о необходимости навигационного оборудования. В том числе и на острове Скрыплева. Постройка маяка началась в 1865 году, но денег не хватило и строительство остановилось. Возобновилось оно через 10 лет. 135 лет назад, 20 ноября 1876 года на маяке впервые вспыхнул огонь.

Первая башня маяка была деревянной, и ее пришлось менять. Новая четырехгранная башня была возведена из кирпича в 1889 году. В фонарном помещении установили диоптрический светооптический аппарат, закупленный в Париже у фирмы «Соттер Лемоньер». Линзы этого аппарата служат до сих пор.

В наши дни на острове Скрыплева живет 5 человек. Катер сюда ходит раз в две недели, доставляя топливо и продукты.

Брат Скрыплевского маяка - маяк на полуострове Басаргина. Скрыплевский маяк дежурит на южной оконечности входа в пролив Босфор Восточный, а Басаргинский - на северной. Для безопасности плавания при входе судов в пролив Босфор Восточный необходимо держаться ближе к полуострову Басаргина.

Басаргин Владимир Григорьевич (1838 - 1893) родился в Петербурге в семье морского офицера. Окончил Морской кадетский корпус. В 1860 г. на корвете «Рында» перешел на Дальний Восток.  Участвовал в гидрографических работах экспедиции Бабкина в заливе Петра Великого. В 1890-91 гг. командовал отрядом судов, сопровождавших наследника Николая в плавании по странам Востока, затем сопровождал цесаревича из Владивостока в Петербург.

Мыс Басаргина - юго-восточная оконечность полуострова - обрывист, скалист и окаймлен подводными и надводными камнями. Оконечность мыса представляет высокую скалу прямоугольной формы. Скала соединена с берегом перешейком.

Басаргинский маяк сравнительно новый. Он основан в 1937 году и поначалу имел деревянную башню примитивной конструкции. В 1958 году была построена каменная восьмигранная башня высотой 8 метров от основания и 28 метров от уровня моря. Цвет башни - полосатый: красные и белые полосы, основной огонь - зеленый.

Когда судно возвращается из рейса во Владивосток, то обязательно проходит мимо трех маяков. Если это происходит в темное время суток, то Скрыплёв светит ему белым светом, Басаргинский маяк - зеленым, а маяк Токаревского - красным.

Маяки уникальные сооружения, но и маячники люди неординарные. Смотрители Скрыплевского, Токаревского и Бассаргнского маяков на работе круглосуточно. Снег, дождь - какой бы не была погода, чтобы не случилось, капитаны судов должны видеть свет маяка.

Все-таки маяки - самое романтичное техническое изобретение человечества. Одинокая башня на скале и луч света, который указывает путь кораблям.

Вот как писал об этом приморский писатель и журналист Павел Демидов: «Удивительное это дело - увидеть в море свет маяка. Вроде и тепла от него никакого, и повернут он добрым глазом к каждому, однако нет - такое чувство, будто именно тебе, именно в нужный для тебя час или минуту раскинул он на волне белую дорожку света. И хочется протянуть руку навстречу этой белой дорожке, как тянешь руку... навстречу дружескому пожатию. Нет роднее света маяка, венчающего - шторм не шторм, туман не туман - самую главную дорогу, дорогу домой».

Смотрите «Приморье with love» путешествие по Приморскому краю с Иваном Панфиловым каждую среду, в 21:00, в эфире «Общественного телевидения Приморья».

Все выпуски программы.



@ источник

Комментарии



Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь на портале

ТЕГИ НОВОСТЕЙ


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

У нас не было такого и даже ОБЖ не было ( СОШ 61 ). Хотя может после 9ого и было, но я после 9ого был уже в Португалии.
tomash-210983 # 1 час 32 минуты назад
А футбол уже всё умер у нас в городе?
tomash-210983 # 1 час 45 минут назад
Да ты те времена не сравнивай с сегодня. Тогда народ действительно был доведён до ручки. А сегодня — работа какая никакая есть, магазин с пельменями и пивом рядом есть, так ...
tomash-210983 # 1 час 47 минут назад
фиг знает с гкчп, чуть не получилось,,
orc2 # 2 часа 15 минут назад
Мне этой тягомотины на учёбе на разрешение на ношение оружия хватило…
tomash-210983 # 2 часа 30 минут назад

СЕЙЧАС ЧИТАЮТ

Первый раз день окончания Второй мировой войны во Владивостоке отмечают так широко
Торжественный парад, памятный камень на Русском и впервые - официально объявленный день воинской славы. Приморье...
Делегация инвалидов Приморья вернулась из Пекина
В Китае делегаты встретились с представителями правительства КНР и пообщались с членами Китайской Федерации инвалидов.Владивосток,...
Первое детское отделение паллиативной помощи появится в Приморье
Краевая детская клиническая больница №2 в Приморье получила лицензию на лечение маленьких неизлечимо больных пациентов...
Для

Тема
Сообщение